kurgus (kurgus) wrote,
kurgus
kurgus

Зоолитература

В 10-м номере "Если" за этот год - "Грязное животное" Евгения Лукина ( http://lib.rus.ec/b/171157/read#t44 ).

Штука замечательнейшая, множество фрагментов уже загнал в цитатник: Лукин вообще афористичен, и его филологичность - сочетание знания языка с владением им же - не оставляет языку ни малейших шансов увильнуть от.
В общем, у Лукина слова дрессированы не менее, а, скорее, даже более, чем у Шалтая-Болтая:
- Когда _я_ беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не
меньше, - сказал Шалтай презрительно.
- Вопрос в том, подчинится ли оно вам, - сказала Алиса.
- Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, - сказал Шалтай-Болтай. - Вот в чем вопрос!

Впрочем, вернёмся от Кэррола к властелину слов Лукину.
"Грязное животное" написано в форме рецензии на одноименный роман (привет Борхесу и Лему с их рецензиями на ненаписанные произведения) - и на критику, которой этот роман удостоился (это уже привет "Внутренним рецензиям" Умберто Эко), и на литературные последствия этого романа (а здесь уже, кажется, привет передавать некому).

Ну ладно, переходим от формы рецензии к её сюжету (а сюжет и структура рецензируемого романа - это отдельная песня).
"Грязное животное"написано шимпанзе. Точнее не написано, а рассказано соседям по вольеру в попытке повысить свой статус - и записано и обработано человеком-наблюдателем - и затем издано. Под своим, человеческим, именем и без упоминания истинного автора - рассказчика.
Сюжет этологически захватывающ - чего стоит хотя бы микроапокриф о тотемизме среди горилл (в джунглях обнаружено стадо, считающее своим предком человека) и вопросе, каким бы был роман, если бы его написала горилла .
Но захватывающь и по лингвосоставляющей с пинками по "теоретическому обоснования" практики политкорректности - гипотезе Сепира-Уорфа, да и не и не только по оной гипотезе:
Не берусь судить о научной ценности проводимых супругами опытов по обучению обезьян языку жестов, но, насколько я понимаю, это было нечто аналогичное экспериментам, начавшимся на Западе примерно полвека назад. Единственное отличие: наши приматы осваивали не американский ASL, а русскую азбуку глухонемых, что дает повод говорить о несколько ином менталитете.
Той же точки зрения придерживается и Аркадий Рух, особо отмечая при этом повышенный уровень духовности шимпанзе, воспитанных в православной среде.

Или вот теории креолизации языков - а каковы будут последствия языковой интерференции при контакте с животными в случае создания языков-посредников?

Так что всем настоятельно рекомендую. Читать и перечитывать.

P.S. Кстати, первоапрельское хулиганство kouprianov'а со товарищи не осталось не отмеченным:
Приписать авторство иному лицу или явлению - весьма распространенный в наши дни пиаровский прием. Совсем недавно жертвой его пал профессор Родос, выступивший с резкой критикой дарвинизма в одном из журналов РАН. Оппоненты профессора, побрезговав возражать по сути (ее еще поди найди!), попросту объявили, что никакого Родоса нет в природе, а статья синтезирована на компьютере из нескольких материалов, и это-де видно невооруженным глазом. В итоге бедному профессору до сих пор приходится доказывать, что он не программа.
Tags: Криптолитература, Литература, Национал-лингвистика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments