kurgus (kurgus) wrote,
kurgus
kurgus

Наука, религия, Ал-Масуди

Не переставала существовать высокая мудрость во времена древних греков /йунанийун/ и некоторое время в румском царстве, возвеличение ученых и почитание мудрецов.
Имелись у них суждения о темпераменте и теле, и разуме, и душе, и изучение четырех [наук],  а именно: ал-аритметики - а это наука о счете, ал-джуметрики, - а это наука землемерия и механики /ал-хандаса/ и ал-аструнумийи, а это - наука о звездах, и ал-мусики, а это - наука о составлении мелодий.
И не переставали эти науки быть в действии /букв. "их базар был оживленным"/, освещающими страны, сильными в обучении, крепкими в защите, высокой постройки до тех пор, пока не появилась христианская вера в ар-Руме и стерлись знания мудрости, исчезли их следы, и пропали их пути, и пропало то, что выяснили их предшественники.
(ал-Масуди, Мурудж аззахаб ва ма’адин ал-джавахир /Золотые копи и россыпи самоцветов/)

ал-Масуди, "арабский Геродот", жил в X веке, во времена "золотого века" исламского мира, когда арабы активно перенимали и развивали античные знания, доставшиеся им с византийскими территориями и дополняя их сведениями и достижениями персов и индусов.
И переняли, среди прочего, рационализм, который, проникнув в калам - исламскую теологию, стал основой мутазилизма, базировавшегося на классической логике и в части политической придерживавшегося принципа разделения религии и светской власти и науки. В качестве иллюстрации - мутазилиты отрицали положение о несотворенности - точнее, предначальной сотворенности Корана, как попирающее принцип причинности.
Мутазилизм стал официальной доктриной сунны и халифата в IX веке при халифе аль-Мамуне , занимавшимся астрономией и математикой и  который, среди прочего, учредил в Багдаде и Дом Мудрости /Бейт аль-хикма/ (говорят, по примерам сожженой Александийской библиотеке и персидской академии в Джундишапуре).

Но уже в XI веке в халифате случилось возрождение духовности и золотой век арабской науки закончился:
...подъему науки в Халифате в IX-X вв. способствовао именно отсутствие в исламе в ту пору разработанной религиозно-философской системы. Религия и наука существовали параллельно, мусульманская идеология не поднялась еще до того уровня, когда она могла оказывать идеологическое влияние. Оно стало ощущаться только в XI в., когда развитие науки в мусульманских странах явно замедлилось, и ситуация в них стала подобной той, которая сложилась ранее в Византии.
(О. Большаков. Визнтия и Халифат в VII-X вв.)
Tags: История, Наука, Религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments