kurgus (kurgus) wrote,
kurgus
kurgus

Categories:

Керчь, Ибн Баттута, загадка иконы пророка Али в Иоанне Предтече

Меня давно мучает загадка из истории нашего городка.

В 1334 г. тридцатилетний Ибн Баттута, направляясь в ставку Узбек-хана, прибыл в Карш - нынешнюю Керчь:
Мы добрались (морем из Синопа) до гавани, называемой Керчью, и хотели войти в нее, но люди, находившиеся на горе, дали нам знак, чтобы мы не входили. Мы побоялись за себя, подумали, что тут суда неприятельские, и вернулись (в море), не смотря на (близость) суши. Когда мы (снова) подошли к ней, я сказал хозяину судна: «я хочу сойти здесь». Он спустил меня на берег.
Я увидел церковь, направился к ней, застал в ней монаха, и на одной из стен церкви увидел изображение мужчины арабского в чалме, опоясанного мечом и с копьем в руке. Перед ним горела лампада. Я сказал монаху: «что это за изображение?» Он ответил: «это изображение пророка Али», и я удивился ответу его.

(текст перевода 1884 г. на ВостЛите)

Что это за церковь, куда зашел Ибн Баттута, понятно и очевидно.
Это византийская церковь Ионна Предтечи, крестово-купольный храм, построенный в IX-X веке на месте базилики VIII века и стоящая поныне на берегу у старой гавани, у основания Генуэзского мола:


Загадка номер раз - эпизод с фреской непонятен и атипичен.
Если это была христианская церковь и христианский же монах, то что в церкви делал Али ибн Абу Талиб - зять пророка Мохаммеда? И почему его христианский монах называет пророком?
Если же эта церковь использовалась как мечеть (типичное явление  те времена), то что там делало изображение Али, запрешенное сунной?
И почему монах (тоже вопрос перевода - монахов в исламе не было, но были суфийские ордена и суфийских дервишей в XIX веке европейцы иногда обзывали монахами)?
И почему Али, зять пророка, был назван дервишем "пророком"?
В попытке свести эту загадочность воедино можно поизмышлять поразмышлять о сельджукском влиянии в искусстве Крыма.

Сельджуки не слишком строго придерживались запрета на изображение живых существ - достаточно вспомнить сельджукидского двуглавого орла. Будто бы появившемся после Тогрул-бека, "князя-сокола", признанного халифом аль-Каимом "султаном Востока и Запада" - орел смотрит на эти две стороны света. И который был позаимствован византийскими Палеологами и, в конечном итоге, Албанией, Россией (через Зою-Софью Палеологиню) и Черногорией.
Сельджукский Конийский султанат был культурным центром и был недалеко. И, что интересно, со времен Джелал ад-Дина Руми был центром суфизма вообще и дервишеского ордена Мевлеви в частности.
Но известно, что исламизировавшиеся персы тоже не очень чтили запрет на изображение живого. И здесь опять возвращаемся к Джелал ад-Дину - он, несмотря на прозвище Руми - "ромей", т.е. византиец, был персом. Был ли Джелал ад-Дин шиитом - неизвестно, но большинство персов были шиитами. И известно, что в суфизме были течения, близкие к шиизму либо сливающие сунну и шию.
И здесь, похоже, кроется разгадка титулования Али пророком - часть шиитов, в отличие от суннитов, признают пророком зятя Мохамеда.
Так что шиитски настроенный дервиш-суфий вполне мог дать Ибн Баттуте такой ответ.

А вот в англопереводе Ibn Battuta. Travels in Asia and Africa, 1325-1354 издания Asian Educational Services, 1996 в керченском эпизоде фрагмента с визитом в церковь с фреской пророка Али нет :(
Загадка, номер два, однако.
Что же это за фрагмент с фреской пророка Али? Разные рукописи?
И если да, то чем является эпизод с фреской - интерполяцией, т.е. вставкой переписчика, или искуственной лакуной - опущенным при переписывании фрагментом?
Tags: История, Керчь, Криптолитература, Криптонаука
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments