kurgus (kurgus) wrote,
kurgus
kurgus

Электронные реестры: электричество кончилось?

Со вчерашнего дня лежит система реестров нашего Минъюста, живущего в ДП "Информационный центр Министерства юстиции".
А это 18 госреестров - от актов гражданского состояния до реестра прав на недвижимое имущество.

На сайте висит сообщение:

Доводимо до вашого відома, що Єдині та Державні реєстри інформаційної мережі Міністерства юстиції України не будуть працювати деякий час.
Просимо вибачення за тимчасові незручності.

Все это очень странно: в правильно спроектированной и построенной системе такого не бывает.
А тем временем Коммерсантъ Украина со ссылкой на неназванных нотариусов намекает, что причина проблемы -  не техническая, а стихийное бедствие сменоруководственная.

И как не вспомнить тут Ходжу Насреддина, которій делил начальство на мелкое, среднее и крупное - по степени причиняемого им вреда.

UPD: Все интереснее и интереснее:

2.10.2013 Генпрокуратура заявила, что приостановка работы госреестров была вызвана "несанкционированным вмешательством", а не "техническими проблемами", как утверждали в Минюсте.
Открыто уголовное производство по факту несанкционированного вмешательства в работу компьютеров, автоматизированных систем и компьютерных сетей Министерства юстиции.

На сайте Минъюста вывесили заявление, что причиной является несанкционированное вмешательство.
Запомним, что в заяве говорится, что из-за вмешательства произошел сбой ПО, вследствие чего была заблокирована работа пользователей системы/реестров.

ОЛЕНА ЛУКАШ: ВІДБУЛОСЬ НЕСАНКЦІОНОВАНЕ ВТРУЧАННЯ В РОБОТУ КОМП’ЮТЕРНОЇ МЕРЕЖІ МІНІСТЕРСТВА ЮСТИЦІЇ

02.10.2013

Міністр юстиції України Олена Лукаш прокоментувала ситуацію, яка виникла у зв’язку із тимчасовим призупиненням діяльності Єдиних і Державних реєстрів:

«1 жовтня 2013 року у зв’язку із технічними проблемами, які виникли під час ведення реєстрів інформаційної мережі Міністерства юстиції України, що здійснюється державним підприємством «Інформаційний центр» Міністерства юстиції України, унеможливився доступ до реєстрів, які забезпечують діяльність Державної реєстраційної служби України, Державної виконавчої служби України, органів юстиції і нотаріусів.

За попередньою інформацією, наданою державним підприємством «Інформаційний центр» Міністерства юстиції України, відбувся збій програмного забезпечення, яке було розроблене ТОВ «Арт-мастер» та ТОВ «3-Т», внаслідок чого було заблоковано діяльність усіх користувачів, які використовують вказані реєстри. Фізичні та юридичні особи були позбавлені можливості реалізувати свої конституційні права та свободи.

Детальний огляд програмного забезпечення і аналіз ситуації засвідчив, що відбулось несанкціоноване втручання в роботу комп’ютерного обладнання, автоматизованих систем та комп’ютерних мереж Міністерства юстиції, що призвело до блокування інформації і порушення встановленого порядку її маршрутизації.

Інформацію про вказаний злочин було невідкладно повідомлено правоохоронним органам та внесено до Єдиного реєстру досудових розслідувань. Другу добу тривають невідкладні слідчі дії, встановлюється коло осіб, причетних до вчинення вказаного злочину. Досудове розслідування кримінального провадження здійснює Головне слідче управління МВС. Завдяки злагодженій роботі правоохоронних органів уже зараз можна констатувати, що винні особи невдовзі постануть перед судом.

На даний момент фахівцями державного підприємства «Інформаційний центр» Міністерства юстиції України вживаються цілодобові заходи щодо невідкладного відновлення роботи реєстрів. Якість та повнота реєстрів не постраждали, і за оцінками експертів, вже 3 жовтня 2013 року реєстри мають запрацювати в звичайному режимі.

Міністерство юстиції України ще раз просить користувачів реєстрів із розумінням поставитися до тимчасових незручностей».



3.10.2013 Коллектив Госинформюста заявил о рейдерском захвате госреестров // ЗН
ЗН вывесило скан "открытого обращения коллектива".
В котором заявляется, что:
новый руководитель Госинформюста Богданов Л.В. В первый же день работы новый директор дал указание о копировании всей информации баз данных, которое осуществлялось посторонними людьми,  не являющимися сотрудниками нашего предприятия... Во время копирования информации, эти приведенные Богдановым "хакеры" взломали программное обеспечение одного из серверов, чем и послужили причиной полной остановки работы всех реестров.
И то, что вступление в должность нового начальства проходило в сопровождении вооруженной группы поддержки.

И, наконец, сегодня, 3.10.2013, на сайте ДП Инфоцентр Минъюста вывешено заявление, что сегодня нормальное функционирование восстанавливается - распостранением обновления клиентского ПО.
03.10.2013

З 3 жовтня відновлюється нормальне функціонування Державних реєстрів інформаційної мережі Міністерства юстиції України.

З метою виправлення помилок в роботі програмного забезпечення доступу до Державних реєстрів державним підприємством "Держінформюст" розроблено поновлення клієнтського програмного забезпечення, що усуває існуючі проблеми.

Консультації щодо встановлення поновлення здійснюються службою підтримки державного підприємства.

Користувачів просимо звертатись за телефонами служб підтримки філій державного підприємства "Держінформюст".

А теперь я буду клеветнически измышлять.

Исходные данные:
1. ДП Инфоцентр - конторка, которая скачивает деньги как с пользователей реестров (в соответствии с постановой Кабмина 1999 г.), так и из госбюджета.
Типа деньги с пользователей зачисляются в госбюджет, а потом возвращаются. Ну и, конечно, отдельные деньги из бюджета выкачиваются на разработку новых реестров и обновление ПО.
2. В типовом договоре на предоставление услуг реестров содержится требование на использование исключительно клиентского ПО, предоставляемого ДП Инфоцентр и запрет на доступ к реестрам / работу с ними с помощью какого-либо другого ПО.
Типа в угоду защиты авторского право (разд. 8 договора). Оно, конечно, бред сивой кобылы (ага, к нашему web-сайту доступ разрешен только с использованием нашего web-браузера, иначе - нарушение авторских прав), однако с Минъюстом не поспоришь.
3. Ну и, естественно, электронная цифровая подпись (ЭЦП) в системе удостоверяется вполне определенным аккредитованным центром сертификации ключей (АЦСК).

Выводы и возможные сценарии:
1. Деньги уводятся в частный карман в виде роялти за ПО - ибо авторское право свято и Минъюст его охраняет - и платы за ЭЦП.
2. Новое начальство - новый карман
3. Быстрые методы смены кармана назначения - манипуляции с клиенской частью и доступом:
3.1 Сверхбыстрый. Поменять клиентское ПО (сочетается со быстрым методом).
3.2 Быстный. Поменять АЦСК. Расценки на одного пользователя в год - от $20, засвидетельствование действительности ЭЦП в электронных документах - от $8.5 за штуку (расценки MasterKey). Однако распространить носители ключевой информации.

Впрочем, возможна и просто техническая тупость и безграмотность.
Tags: it, Авторское право, Держава
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments